return_links(1); ?>

Закон денежного обращения в условиях золотого стандарта и без

В условиях золотого стандарта выравнивания Мф и Мн обеспечивалось автоматически. При неровности Мф > Мн меновая стоимость золотых денег должна снизиться сравнительно с реальной стоимостью, и владельцы их, чтобы не иметь потерь, изымали лишние суммы денег из обращения и направляли их в сокровища. И наоборот, за неровности Мф < Мн, когда в обращении ощущался недостаток денег, а меновая стоимость золота возрастала, владельцы сокровищ направляли золото обращение до тех пор, пока не достигалось уравнение Мф = Мн.

С отменой золотого стандарта автоматический механизм выравнивания Мф и Мн испытает существенных деформаций. Изменение величины Мф приобретает тенденцию опережающего роста сравнительно с Мн, поскольку выпуск денег без внутренней субстанциональной стоимости дает значительный доход эмитенту, кто бы им не был — государственная казна, центральные или коммерческие банки. Это провоцирует желание увеличивать предложение денег за границы Мн. Автоматическое выравнивание Мф и Мн ограничивается узкими рамками замедления обращения денег. Решающего значения в их выравнивании приобретают инструменты внешнего влияния на обращение денег, прежде всего на их массу. Тем не менее характер и механизм такого влияния различаются в зависимости от характера денег - казначейские они или банковские.

Если сферу обращения обслуживают казначейские деньги, то нарушение закона (Мф > Мн) становится хроническим, поскольку государство выпускает их соответственно своим нуждам, а не потребностей обращения, которые определяют величину Мн. Постепенное обесценение денег, разладка их обращения приобретают постоянный характер и является внешним проявлением нарушения закона денежного обращения. Итак, хроническое нарушение закона Мн - закономерность обращения казначейских денег. Достижение равенства между Мф и Мн при таких условиях возможное только путем повышения цен на товары и услуги, вследствие чего увеличивается Мн к фактически имеющейся массе денег в обращении. Таким образом, обесценение дензнаков является следствием нарушения закона Мн и проявлением объективности его действия в условиях обращения казначейских денег.

При обслуживании обращения банковскими деньгами расширяются возможности для выравнивания Мф и Мн в случае сохранения постоянства денег. Они обусловлены тем, что кредитный механизм эмиссии этих денег содержит в себе предпосылку возвращения их из обращения через погашение ссуд. Если выпуск денег в стране прямо не используется для покрытия бюджетных расходов, а осуществляется исключительно на основе банковского кредитования, то требования закона Мн могут быть обеспечены благодаря соблюдению принципов и закономерностей кредитного процесса. Расширением кредитования можно увеличить Мф к уровню Мн, поскольку объем выданных ссуд определенное время будет превышать объем погашенных. Ограничением кредитования величину Мф можно уменьшить к необходимому уровню, так как опережающее погашение ссуд исключает часть денег из обращения. Здесь также действует определенный автоматизм приспособления денежной массы к потребностям обращения, тем не менее он базируется на экономически обоснованной кредитной политике.
Итак, спецификой действия закона Мн в условиях обращения банковских денег есть то, что уже во время выпуска таких денег создаются предпосылки для изъятия их из обращения и поддержание денежной массы в обращении на объективно необходимом уровне.

Закон денежного обращения был и является объектом активного исследования в советской и в современной отечественной литературе из теории денег и денежного обращения. В современной западной литературе проблема балансирования Мф и Мн вообще не анализируется. Но не потому, что в развитых странах рыночной экономики научный работники не исследуют пути обеспечения стабильности денег. Наоборот, эта проблема там есть центральной. Тем не менее решается она из сугубо рыночных позиций - через регулирование соотношения между спросом и предложением денег на денежном рынке. Такой подход есть плодотворнее, так как спрос на деньги выражает полную потребность в деньгах, связанную с обслуживанием всего денежного оборота.

Показатель же Мн в механизме закона денежного обращения выражает лишь часть потребности в деньгах, которая связана с денежным обращением. Такой узкий показатель (Мн) не отвечает практической задачам регулирования денежного оборота монетарными методами (детальнее механизм балансирования спроса и предложения денег будет рассмотрено в разделе 3).

return_links(); ?>