return_links(1); ?>

Сбережение и инвестиции в механизме денежного рынка

Важную роль в сбалансировании денежного оборота, а также спроса и предложения на денежном рынке сыграют сбережение и инвестиции. Это обуславливает необходимость более подробно рассмотреть их сущность и взаимосвязь.

Как видно из модели денежного оборота, приведенной на рис. 2.1, сбережение семейных хозяйств в закрытой экономике является единым источником поступления средств на денежный рынок . Только за счет этого источника сектор «фирмы» может увеличить свои чистые инвестиции, а сектор «вряд» - увеличить свои закупки свыше доходов от налогов, т.е. профинансировать бюджетный дефицит. Отсюда можно сделать несколько общих выводов относительно взаимосвязи сбережений и инвестиций.
1. Сбережение семейных хозяйств является единым источником чистых инвестиций в закрытой экономической системе.
Если формирование сбережений замедляет или совсем останавливается, начинаются сокращение инвестиций и «проедание» прежде нагроможденного капитала. Такая ситуация обычно возникает в условиях продолжительной инфляции, когда население перестает делать новые сбережения и даже тратит предыдущие под угрозой потери их через инфляцию. Поток 5 (см. рис. 2.1) приобретает обратную направленность, а расхода на потребление (поток 3) превысят национальный доход. При таких условиях роста инвестиций в секторе «фирмы» прекращается, что подрывает основу для развития экономики в будущем.

Эти процессы четко проявлялись в экономике Украины в 1992—1994 гг., когда вследствие гиперинфляции предыдущие сбережения населения полностью обесценились, а новые сбережения в национальных деньгах не создавались. Инвестирование в развитие производства в этот период фактически прекратилось, за исключением незначительных вложений за счет централизованных средств государственного бюджета.

2. Рост объема сбережений создает верхнюю границу наращивания инвестиций в секторе «фирмы».
Тем не менее рост объема инвестиций, как правило, не достигает этого верхнего предела. Часть средств, которые поступили на денежный рынок за потоком сбережений, мобилизует правительство для государственных закупок и других расходов. В конкурентной борьбе за ресурсы на денежном рынке правительство обычно имеет преимущества над фирмами в связи с высшим уровнем гарантий за его обязательствами (ценными бумагами) сравнительно с обязательствами фирм и финансовых посредников, через которые сбережения трансформируются в инвестиции. Только сокращение бюджетного дефицита дает возможность максимально приблизить фактический объем инвестиций к его верхней границе и даже превысить ее за счет других источников.

3. Сбережение населения, которые поступили на денежный рынок и не мобилизованные правительством для своих нужд, должны быть одолженные сектором «фирмы» для инвестирования.
Иначе на денежном рынке возникнет излишек средств, а на товарных рынках (на рынке продуктов прежде всего) - отсутствие спроса на товары. Неинвестированные сбережения неизбежно вызовут кризис сбыта, сокращение производства, снижение доходов и сбережений в секторе «семейные хозяйства». В нереализованных товарных запасах будут «замороженные» значительные капиталы.

На основании приведенных трех выводов можно формализовать связь между инвестициями и сбережениями в таком виде:
,
где       Ір — инвестиционные ресурсы, которые поступают в распоряжение фирм;
З - общая масса сбережений, которая поступила на денежный рынок;
Дп — сумма прироста государственных займов, размещенных на денежном рынке.
Соблюдение этого равенства является необходимой предпосылкой сохранения равновесия на денежном рынке, а итак - предпосылкой сбалансированности денежного оборота, нормального функционирования банков и других финансовых посредников, поскольку формирование кредитных ресурсов будет отвечать спросу на кредит.
В проблеме «сбережение - инвестиции» важное значение имеет не только накопление достаточного объема сохранений в семейном секторе, а и полная трансформация этих сохранений в инвестиции. Денежный рынок призван создать эффективный механизм такой трансформации.

Тем не менее или в возможности денежный рынок справиться с этой задачей? Однозначного ответа на этот вопрос не дала ни западная, ни отечественная экономическая наука. Представители разных экономических школ дают разные ответы: монетаристы отвечают «да», а кейнсианцы - «нет».

Если признать правоту монетаристов, надо согласиться с тем, что рыночная система имеет внутренний механизм саморегулирования, способен отвернуть экономические кризисы. Если же признать правоту кейнсианцев, то следует согласиться с тем, что рыночная экономика не способная к саморегулированию и внутренне неустановившаяся, нуждается в постоянном регулятивном вмешательстве извне.
Монетаристы исходят из того, что денежный рынок имеет механизм, который одновременно влияет на предпринимателей (фирмы) и на семейные хозяйства (физический лиц), стимулируя первых и вторых инвестировать и экономить равновеликие массы денежных средств. Таким механизмом является динамика процентной ставки как платы за использование денежных сбережений.

return_links(); ?>