return_links(1); ?>

Формирование предложения денег и его факторы

Формирование предложения денег и его факторы. Признание спроса на деньги объективной границей для предложения денег, а самого предложения - результатом деятельности банков может создать впечатление, которые задачам монетарной политики банковской системы есть сугубо техническое «подтягивания» денежной массы к спросу на деньги при изменении его объема. Тем не менее это лишь поверхностное, общее впечатление. За ним кроется чрезвычайно сложный процесс роста массы денег (денежного предложения), на который, кроме решений центрального банка, влияет значительное количество других факторов, которые могут деформировать предложение денег сравнительно с определенными целями, отвергая ее от спроса на деньги. Поэтому каждый из этих факторов можно рассматривать как самостоятельный фактор влияния на объем предложения денег.
Чтобы упростить анализ этих факторов, запишем предложение денег в виде такой формулы:
,
где М1 — предложение денег в виде денежной наличности вне банков и депозитов на текущих счетах;
m — коэффициент денежно-кредитного мультипликатора;
Мб — денежная база.
Изменение предложения денег (М1) может быть вызванная действием факторов, которые влияют на объем денежной базы и на коэффициент мультипликатора.
Поскольку денежная база (Мб) находится под полным контролем центрального банка, то объем ее может изменяться вследствие определенных операций этого банка — операций на открытом рынке, рефинансирование коммерческих банков, валютной интервенции. Все они осуществляются по его решениям, поэтому й изменение предложения денег в размерах, адекватных изменению денежной базы, является функцией центрального банка.
Изменение коэффициента мультипликатора определяется не только решениями центрального банка, а и многими другими факторами, которые действуют независимо от его воли и могут самостоятельно влиять на объем предложения денег. Такими факторами могут быть изменения:

  1. нормы обязательных резервов;
  2. учетной ставки;
  3. типичной рыночной процентной ставки;
  4. процентной ставки за депозитами до востребования;
  5. объема богатства экономических субъектов;
  6. тенизации предпринимательской деятельности;
  7. состояния доверия к банкам, банковской панике.

Рассмотрим механизм влияния каждого из этих факторов на предложение денег.

Изменение нормы обязательного резервирования вызывает противоположное по направлению изменение коэффициента (m) мультипликации денежной массы, поскольку он определяется по формуле , где r — норма обязательного резервирования. Поэтому чем низшей будет норма (r), тем высшим будет коэффициент мультипликации, а итак большим общий объем денежного предложения, и наоборот.
Изменение учетной ставки влияет на денежную базу. При повышении учетной ставки уменьшается спрос коммерческих банков на ссуды рефинансирования, вследствие чего уменьшаются остатки средств на их коррсчетах в центральном банке, т.е. денежная база, сократятся также избыточные резервы банков и их возможности предоставлять ссуды, а итак и уровень мультипликатора.

Изменения типичной рыночной процентной ставки влияют на предложение денег в нескольких направлениях. В частности, при росте процентной ставки по займам у коммерческих банков расширяются возможности получать ссуды рефинансирования даже при росте учетной ставки, вследствие чего возрастают денежная база, банковские резервы и коэффициент мультипликации, которая оказывает содействие расширению предложения денег. Вместе с тем в этой ситуации могут уменьшаться спрос на банковские ссуды, возрастать избыточные резервы и сокращаться мультипликация депозитных денег.

Изменение богатства приводит к изменению соотношения между депозитной и наличной составляющими денежной массы: чем беднее экономические субъекты, тем большую часть своих денег они держат в форме денежной наличности, и наоборот. Но поскольку депозитная составляющая предопределяет мультипликативный процесс, а наличная - нет, то изменение их соотношения приводит к изменению общего объема предложения денег. Так, при росте богатства депозитная составляющая денежной массы возрастет быстрее, чем наличная, что усилит мультипликационный эффект и увеличит предложение денег. Уменьшение богатства будет иметь противоположное влияние на предложение денег.

return_links(); ?>